Мы возвращаемся к презентациям студенческих исследовательских опытов. Виктория Плужник — о системе образов в позднесоветском кинематографе
Виктория Плужник
Кадр из фильма «Сталкер» (реж. А. Тарковский, 1979)
В советское время государственная идеологическая монополия в художественной культуре и области гуманитарных наук значительно сокращала пространство для критики социальной структуры и общественных отношений. С начала 1930-х годов и на протяжении практически всей советской истории утвержденный партией социалистический реализм как государственная художественная политика осуждал устройство дореволюционного общества, т.е. имел ретроспективный характер критики. В дискурсе советской истории литературы соцреализму исторически предшествовал «критический реализм» — понятие, которое обозначало «прогрессивную» (радикалистскую) линию русской литературы (и искусства) XIX века, направленную на критику современного писателям дореволюционного «буржуазного» общества [1].
В действительности в обоих случаях одна конструкция лишь заменяла и дополняла другую: «критический реализм» обличал прошлое, а социалистический реализм создавал позитивный образ настоящего и будущего, ограничивая область допустимых суждений о существующей действительности и, таким образом, выстраивая эту действительность…
Voir l’article original 4 562 mots de plus